15.11.2016 17:42
Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Бразилии…
АНАЛИЗ: Какие решения принимает F1 в дождь, зачем RED BULL испортил стратегию Ферстаппену?
Гонка в Бразилии скорее всего войдет в историю, как одна из лучших дождевых гонок в первую очередь из-за выдающихся выступлений победителя гонки Льюиса Хэмилтона, и особенно - от занявшего третье место Макса Ферстаппена. Так же очень многое зависело от мастерства гонщиков и верных решений на пит-уолл.
Несмотря на то, что это не имело отношения к борьбе за ведущии позиции в чемпионате, сражение позади гонщиков Mercedes получилось так же очень напряженным. Sauber наконец удалось заработать очки, что позволило им опередить Manor и рассчитывать на десятки миллионов долларов призовых. В Red Bull Racing допустили ошибку, но она дала Максу возможность продемонстрировать все своё мастерство.
Искусство принятия решений в дождь
В пятницу в Сан-Паулу было жарко и солнечно, в субботу похолодало, а в воскресенье весь день шел дождь. Самые захватывающие гонки Формулы 1 обычно получаются, когда условия меняются от сухой погоды к дождю или наоборот, но на этот раз дождь шел по ходу всей гонки. Команды использовали дождевую и промежуточную резину, переключаясь с одной на другую по мере того, как менялись условия на трассе.
В какой-то момент промежуточные шины оказались быстрее дождевых на 1,5 секунды на круге – и этого оказалось достаточно, чтобы некоторые команды решили рискнуть. Обычно преимущество промежуточных шин после достижения точки перехода постепенно растёт – до трёх, потом до четырёх, до пяти секунд – они прогреваются, начинают работать более эффективно, воды на асфальте становится меньше и через некоторое время весь пелотон уже едет на промежуточной резине. Но бразильская гонка стала исключением – дождь не стихал, а несколько раз усиливался.
Факторов принятия решения о смене шин несколько, это зависит от особенностей машины и позиции конкретного гонщика на трассе. К примеру, лидеру спешить с принятием такого решения смысла нет, поскольку он едет на свободной трассе, без трафика и брызг, и может контролировать темп.
Гонщики, находящиеся во второй десятке, ведут борьбу в условиях очень плохой видимости, когда они не могут полностью использовать скоростной потенциал своих машин, поэтому готовы рисковать, раньше соперников меняя резину. Основной риск здесь связан с тем, что в случае аварии велика вероятность появления автомобиля безопасности или красных флагов, что нейтрализует разницу в стратегии, соберёт пелотон и лишит преимущества тех, кто раньше перешел на промежуточную резину. Это и произошло в Бразилии.
Учитывая факторы риска, когда нет никаких признаков возможного улучшения погоды, ситуацию при выборе стратегии можно сравнить с пит-стопами – рекордным и спокойным. Проводя рекордный пит-стоп, стараясь обслужить машину максимально быстро, вы отыгрываете несколько секунд, но можете потерять гораздо больше, если не закрепите колесо или в спешке упустите что-то ещё. При этом спокойный пит-стоп может быть на несколько секунд медленнее, но даёт гораздо большую уверенность в том, что всё пройдёт гладко.
Верным решением для команд, ведущих борьбу вне первой шестёрки, было использование разной стратегии для своих пилотов – переключив одного на промежуточные шины, второго стоило оставить на дождевых. Один из двух вариантов обязательно сработает и принесёт нужный результат. Но вариант с разделением стратегии больше подходит командам, цель которых – просто заработать очки.
В Red Bull Racing ситуация была иной. Макс Ферстаппен опередил Нико Росберга и ехал вторым, когда в команде решили перевести обоих своих пилотов на промежуточную резину, «сложив все яйца в одну корзину». В Испании и Малайзии в Red Bull Racing разделили стратегию своих пилотов, что позволило добиться нужного результата, и странно, что они не сделали этого в Бразилии.
В подобных условиях команды обычно рискуют с тем из двух гонщиков, кто находится позади. Например, в Sauber – им очень были нужны очки – оставили Фелипе Насра на трассе на дождевых шинах, а ехавшему позади Эриксону поставили промежуточные – и он на них попал в аварию.
Когда соперники переключались на промежуточную резину, Наср отыгрывал позицию за позицией, в какой-то момент он даже поднялся на шестое место, а в итоге финишировал девятым, позволив команде уйти с последней строчки в Кубке конструкторов. Так же поступили и в Toro Rosso, оставив Сайнса на трассе – и он финишировал шестым.
А вот в McLaren, Renault и Williams поступили так же, как в Red Bull Racing – и не заработали очков. Двенадцать гонщиков из 22-х в какой-то момент гонки использовали промежуточную резину, и все, кроме Боттаса и Магнуссена потом были вынуждены вернуться на дождевую.
Не знаешь что делать - делай как Mercedes?
В Mercedes придерживались своей стратегии и никак не среагировали на действия Red Bull Racing. Стратеги Mercedes не считали, что состояние трассы соответствует оптимальной точке перехода на промежуточную резину, они понимали, что в этом случае скорее можно потерять, чем выиграть, поскольку их гонщики и так лидируют в гонке. При этом, Хэмилтон и Росберг тоже не сомневались в том, что дождевая резина в тот момент была оптимальным выбором.
В прошлом мы не раз видели, что в подобных ситуациях некоторые команды средней группы следят за действиями «эталонных» команд и гонщиков – и копируют их стратегию. К примеру, в период с 2010 по 2012-й не раз добивались успеха те, кто копировал стратегию Дженсона Баттона, который очень точно и раньше всех умеет определять оптимальный момент для перехода с дождевой на промежуточную резину. Это приносило ему преимущество и позволяло выигрывать гонки, но успеха добивались и те, кто копировал его действия.
В Интерлагосе в Force India скопировали стратегию Mercedes, и это принесло четвёртое место Серхио Пересу и седьмое Нико Хюлкенбергу.
В условиях постоянного дождя, который мы видели в Бразилии, не было никакой необходимости переходить на промежуточную резину – ничто не свидетельствовало о его ослаблении. Стратегам команд нужно было отвлечься от своих компьютеров и просто выглянуть в окно.
Один из ведущих стратегов сказал мне, что он каждые несколько минут мерял глубину ближайшей лужи, чтобы понимать интенсивность осадков – и видел, что они носят стабильный характер.
Решение Red Bull Racing об установке промежуточных шин на машину Ферстаппена, было основано на вычислениях, а не на реальной ситуации, поэтому оказалось ошибочным – и почти наверняка стоило Максу второго места. В команде считали, что если рискнут, это может принести им победу, но эта ошибка подарила болельщикам множество ярких эмоций, когда после возвращения на дождевую резину Макс бросился отыгрываться с 14 места, поднявшись в итоге на подиум – и это был один из самых ярких моментов сезона!