Уличная трасса Монте-Карло (англ. Circuit de Monaco) – городской автодром, располагающийся в одноимённом районе Княжества Монако. Трасса является одной из старейших в Формуле-1 и по праву считается жемчужиной чемпионата мира.
Первые гонки Больших Призов состоялись на улицах Монте-Карло ещё в 1929 году по инициативе тогдашнего президента автоспортивного клуба Монако Антони Ногеса, именем которого теперь назван один из поворотов трассы. Первый гран-при Монако в рамках чемпионата мира по Формуле-1 прошёл 21 мая 1950 года и был вторым этапом дебютного сезона Королевских гонок. Победу в этот день праздновал Хуан-Мануэль Фанхио за рулём болида команды Alfa Romeo.
С 1951 по 1954 года этап не проводился, однако в 1955 году вернулся в календарь Формулы-1, в котором остаётся до сих пор.
В текущей конфигурации уличная трасса Монте-Карло насчитывает 19 поворотов, а её длина составляет 3337 метров. Автодром представляет собой временную трассу, проложенную непосредственно по улицам города, которые перекрываются на время проведения гран-при. Возведение трибун, ограждений и прочей инфраструктуры автодрома занимает шесть недель. Ещё три недели уходят на то, чтобы демонтировать все конструкции после окончания гонки.
Уличная трасса в Монако считается одной из самых узких в Формуле-1. Традиционно пилотаж на ней требует особых навыков гонщика, а близость отбойников делает малейшую ошибку практически гарантированным сходом с дистанции. Широко известна фраза бразильского гонщика Нельсона Пике, который сравнил пилотаж в Монако с «ездой на велосипеде по собственной гостиной». Любопытно, что первые ограждения начали появляться вокруг трассы только в 1969 году, и постепенно барьерами безопасности стали оборудовать каждый её участок. До 1969 года любая ошибка гонщика могла привести к столкновению с обычными городскими объектами (деревьями, фонарями, лавочками) или даже к вылету непосредственно в Средиземное море.
Конфигурация трассы Монте-Карло также требует особых настроек гоночных болидов по сравнению с большинством других автодромов. Обычно машины настраиваются на высокую прижимную силу, многие команды для гран-при Монако разрабатывают специальные антикрылья. Износ тормозов в Монте-Карло небольшой, однако малое количество серьёзных торможении делают проблематичным поддержание рабочих температур тормозных дисков, из-за чего тормоза плохо схватываются. Ещё одной проблемой является охлаждение двигателя. Так как моторы Формулы-1 охлаждаются исключительно естественным образом, когда потоки воздуха проходят через болид во время движения, некоторым командам приходится увеличивать размеры воздухозаборников.
Узость трассы Монте-Карло затрудняет обгоны, из-за чего здесь, как нигде, важна квалификационная позиция. Тем не менее, несмотря на небольшое количество обгонов, гонки в Монако всегда получаются напряжёнными, ведь даже небольшая ошибка способна существенно изменить ситуацию, а удачный пит-стоп может позволить отыграть сразу несколько позиций.